Несколько десятков минут экспериментальной музыки и
концептуального видео от гитариста и тэрнтейблиста Отомо Йошихиде могут
натолкнуть на раздумья, но вряд ли разверзнут вселенные Релиз cостоит из
двух дисков — CD и DVD. Аудиодиск — это шумы разных способов
производства, этакая кузница нойза, помех и длинных стонущих звуков,
которые Отомо извлекает из своего оборудования. Вообще-то Отомо может
похвастать неплохим послужным списком; в 90-е заметно повлиял на
становление нойз-рока в составе Ground Zero, затем под впечатлением от
стиля Дерека Бэйпи создал несколько важных проектов в свободной
импровизационной музыке freeimprov и джазе — New Jazz Ensemble, New Jazz
Qulntet и New Jazz Orchestra, в I990 году на пару с Кенни Миллионсом
выпустил релиз памяти Сергея Курёхина "Without Kuryokhin", а также
переиграл с большим количеством впередсмотрящих экспериментальных
музыкантов от Джона Зорна и Филипа Джека до Kита Poy и Билла Ласуэлла.
Но несмотря на все заслуги, творчество Отомо воспринимается крайне
неоднозначно и продолжает вызывать вопросы, ответы на которые тольо
предстоит найти. Прежде всего, отметим, что в некотором смысле таких
альбомов как "Monochrome Otomo" в сэмплерных
библиотеках — миллионы включить вертушку, пропустить её через эффект
"дисторшна" и колоть иглой грампластинку сможет каждый. Но у
большинства, видимо, находятся дела поважнее, оттого — Отомо один из
немногих, кому подобные затеи продолжают доставлять удовольствие.
Во-вторых, названия треков грешат аскетизмом и безличностью —
"Препарированная гитара", "Обратная связь вертушки" "Генератор и
записи". Собственно говоря, под такие названия можно подогнать массу
других композиций, с совершенно отличным от этих настроением. Есть и
положительные, причём очень важные моменты: после прослушивания пятой
дорожки случаются первые симптомы лёгкой шизофрении — слышаться звуки,
которых в помине нет в записи (вдруг скрипит дверь, где-то надрывается
модем — что это? кто здесь? У меня никогда не было модема в доме!),
возникает определенное настроение (какое-то спокойствие,
созерцательность), и самое главное — формируется новое отношение к
бытовым звукам. Прослушав альбом, невольно
обращаешь внимание на шум с улицы, собственные шаги, захлопывание
дверей, закипающий на кухне чайник и т.д., ках будто xочешь услышать
такое, чего еще не слышал.
Представители «новой венской школы» в первой четверти ХХ-го столетия уже
добивались схожих результатов, поэтому смею предположить, что Шёнберг
со своими учениками или Джон Кейдж сильно повлияли на творчество
авангардного японца. Все-таки идеальной областью, где плоды усилий
Йошихиде могли быть применены, является аудиовизуальное искусство.
Фильмы про космические одиссеи, ужастики, экспериментальные авторские
ленты — шикарный плацдарм для получения наилучшего эфекта oт подобного
альбома. И, кстати, вспомним — в арсенале Отомо значится еще и DVD. Но
на нем обнаруживается вовce не страшное кино, как можно было бы
предположить, а малобюджетные видеоролики, несколько клипов, больше
претендующих на роль скетчей. Все это напоминает живые выступления
известных исполнителей, музыкальной дорожкой которых является не
оригинальное звучание, а записки какого-нибудь музыканта-самоучки,
играющего специально «под картинку» какую-нибудь ахинею, чтобы потом
выложить разультат на YouTube забавы ради. Но это мы уже видели не раз.
Предполагаю, что за улыбкой японца не стоит искать вообще никакого
музыкально- художественного замысла. Как играется, так и играю, как
снимается, так и снимаю. Отомо в первую счеpeдь музыкант джазовой школы.
А джаз — это ступенька, поднимаясь с которой выше, попадаешь в джунгли
музыкальных изысков, а, спуcкаясь вниз, оказываешься в "общем месте", в
лучшем случае становишься Джейми Каллэмом. Наш парень, решил прыгнуть
сразу на две ступеньки вверх и оторваться от земли окончательно.