Заставившие многих ценителей нестандартной электронной музыки в
середине девяностых годов прошлого века произносить название своего
дуэта с придыханием и обожанием в
голосе, финские музыканты-новаторы Мика Вайнио и Илпо Вайсянен
продолжают свои эксперименты до сих пор, перейдя в разряд живых легенд.
Поддерживая марку, не гнушаются они и сольного творчества, как правило, не сильно отличающегося от генеральной линии Pan Sonic (хо-
тя, за годы существования дуэт переиграл в стольких стилях, постоянно
их смешивая и трансформируя, что трудно порой даже определить, через
которые из них проложена эта самая генеральная линия). На своем
очередном сольнике «Aineen Musta Puhelin/Black Telephone of Matter»
Мика в одиночку манипулирует, как обычно, разного рода сигналами и
цифровыми шумами, измельчая их в мелкую крошку, неравномерно
раскиданную по полотну композиции, или растягивая в бесконечные
статические гулы, холодные, как воды Финского залива. Назвать все
исходящее из аппаратуры Вайнио музыкой практически невозможно и, судя
по всему, для автора это главная похвала — структура и логика
отсутствуют, уступая место безжизненным звукам, происхождение которых
вполне можно списать на программный сбой или неполадки оборудования.
Слушать эти треки неподготовленному человеку будет трудно и даже
неуютно, за резкими обрывами, шорохами, треском, рассыпавшимся песком и
высокочастотным писком, стремительно переходящим в плотные и
оглушительные шумовые конструкции, очень трудно разглядеть то самое
«что-то», ради чего,
собственно говоря, и затаивался этот альбом. Так что, вполне возможно,
ничего за этими экспериментами не стоит - просто одному человеку
захотелось покрутить на досуге многочисленные ручки странного
оборудования. Возможно, однако, что автор хотел передать слушателям
ощущение холода и пустоты, нагнетаемой тишины безлюдных пространств (а
такой вывод
можно сделать и по названиям композиций) и тут, надо отдать должное, у
него все получилось. В начале второго трека слышны крики вороньей стаи,
полные тревоги — пожалуй, единственные «живые» элементы этого альбома,
показательные в свете вышесказанного. «
Aineen Musta Puhelin/Black Telephone of Matter»
вполне достойный, хотя местами и спорный образец «антимузыки»,
заступающий на ту границу, за которой миром правит полный хаос.