Очередной
проект неутомимого музыкального провокатора и визионера, авангардного
композитора Джона Зорна — песенный цикл «Moonlchild», ставящий перед
собой задачу решения алхимического уравнения посредством экстремального
музыкального медиума. Альбом посвящён и питаем жизнетворчеством Антонина
Арто, Эдгара Вареза и Алистера Кроули, о чём упоминает запись в буклете
и прозрачный намек чего обнаруживается в названиях композиций —
«Hellfire», «Ghosts of Thelema», «Аbraxas», «The Summoning»... Задумка
материализовалась усилиями трио, состоящего из многолетних партнеров
Зорна, прекрасно осведомленных обо всех тонкостях присущего ему
метаязыка н эстетики,— вокалиста Майка Пэттона, басиста Тревора Данна,
барабанщика Джоуи Бэрона. Блестящая сыгранность троицы, плотность их
саунда выковывались годами коммунального сосуществования бок о бок в
рядах Masada, Fantomas и др. Цитата из маэстро всё в том же буклете
заставляет пристальнее вслушаться в плод трудов сих уважаемых мужей.
Согласно Зорну, «Moonchild», идея создания которого вынашивалась на
протяжении более чем трёх лет, это «соединение гипнотической силы
ритуала (композиции) со спонтанной природой магии (импровизации) в
современном музыкальном формате (рок)» Действительно, ощущение
творческой раскрепощенности, внутренней свободы, жажды новых открытий,
как правило, не слишком свойственны традиционным формам рока, на
«Moonchild» проявляются выпукло и резко. Альбом содержит песни без слов,
в которых первородный, варварский и ведовской дух рока прорывается
сквозь путы жанрового регламента. Выражаясь метафорически,
«Moonchild» растягивает представления о роке и придаёт им новые
непривычные формы. Саунд трио проще всего было бы представить в виде
клокочущего клубка энергии — настолько самозабвенно музыканты отдаются
своему делу. Их музыка имеет гораздо больше общего с мистикой, шаманским
действом, нежели с голым профессионализмом крепких ремесленников,
делающих работу на заказ. Зорн предоставляет исполнителям полный
карт-бланш. И там не менее ясное организующее начало, невидимая
объединяющая сила не даёт этим аккордам, зачастую разнонаправленным
усилиям, распасться на элементарные частицы и отбыть бороздить
пространства открытого космоса.
В
титульной вещи парни звучат, словно бы они были экспериментальной
блэк-метапл-группой. Пэттон надсадно, как он это может, завывает хриплым
попушепотом, Данн медленно к грозно щиплет струны, многократно повторяя
монотонный рисунок. В других треках онн достигают эффекта, отдаленно
схожего с тем,что отмечает работы дуэта из Японии Ruins. Фронтмен тут в
рамках одной композиции жонглирует вокальными стилями и техниками в
калейдоскопе от дэт-металлического гроулинга до комичного вопля а-ля
Марья Никитична, происходит это стремительно и без видимых усилий с его
стороны. В качестве своего рода провозвестника структурированного
хаоса «Moonchild» видятся альбомы Зорна конца 80-х — начала 90-х, в
частности, записанные проектом Naked City, о которых тогда говорили, что
они венчают собой эксперимент по смешенню фри-джаза с хардкорпанком.
Только на «Moonchild» Зорн предлагает, пожалуй, более