Неся бремя одного из главных подвижников электронной музыки в
Скандинавии, он не застопорился в своей эволюции даже тогда, когда уже
был признанным артистом. Кажется, популярность норвежского композитора
и исполнителя Гейра Йенссена росла пропорционально его способности
разрушать жанровые границы. Результатом чего стал идиосинкразический
саунд, который не обнаруживается нигде, кроме как на пластинках его
проекта Biosphere. Во второй половине 80-х Йенссен был участником
блистательного трио Веl Canto, исполнявшего окрашенный в готические
тона дрим-поп с парящим вокалом а-ля Лиз Фрейзер, в начале 90-х он
стоял у колыбели стиля «эмбиент-техно», но постепенно отказывался от
бита, выруливая на непаханные просторы музыкальной terra incognita.
Журналисты
любят упоминать, что будущий саунд-кудесник родился в городе Трумсе,
расположенном далеко за границей полярного круга. Очевидно, это
обстоятельство — нечто большее, нежели просто пункт биографии артиста.
Имеет смысл говорить о том, что оно во многом определило его творческую
судьбу. В музыке Biosphere неизменно слышится дыхание суровой, но
прекрасной северной природы, происходит нечто, способствующее бурной
работе фантазии на тему скованных тысячелетними льдами просторов , в ее
ткань оказываются вплетенными звуки схода снежных лавин и бушующих
морских волн. Собственноручно осуществленные полевые записи играют
весомую роль в подготовке альбомов
Йенссена — заядлого альпиниста и путешественника. Охотник за редкими
звуками и впечатлениями, он исхаживает километры таежных троп и
штурмует неприступные гималайские пики с микрофоном в руке с целью
запечатлеть ускользающие мгновения жизни. Его треки больше напоминают
фотографии природных ландшафтов, нежели классические музыкальные
произведения. Но — не застывшие слепки, а медленно колышущиеся и
живущие своей напряженной внутренней жизнью пейзажи. Шестой альбом
Biosphere представляет собой достаточную редкость в том смысле, что
является концертным альбомом, выпуск которых электронными
экспериментальными музыкантами — явление не то чтобы неслыханное, но
все-таки не сказать, что рядового порядка.
Выступление по случаю четвертьвековой годовщины легендарного
британского лейбла Touch состоялось в октябре 2007 года в бристольском
центре современных искусств The Агпойп), расположенном в помещении
бывшего склада в портовой части города. Йенссен играл
материал, охватывающий восемь лет его карьеры в качестве артиста
Touch-начиная с альбома «Substrata» до недавнего «Dropsonde». Что
характерно, сосредоточенную атмосферу вечера нарушают разве что изредка
раздающиеся покашливания, в остальном альбом звучит на редкость цельно,
чисто, безупречно (запись осуществлена основателем культовых Cabaret
Voltaire и The Hafler Trio Крисом Уотсоном, мастеринг — частым
подельником последнего шведом Бенни Й.
Нильсеном). Несмотря на то, что каждая из работ Biosphere обладает
непохожим на другие характером, относящиеся к разным годам треки
расположены в такой последовательности и их границы настолько размыты,
что перетекают один в другой так
естественно, как если бы они создавались в одно время. В
инструментальной музыке значение, которое приобретают названия номеров,
трудно переоценить, поскольку они помогают слушателю лучше
сориентироваться в мыслях автора, которые он закладывает в те или иные
свои пьесы — «Птицы летят, взмахивая крыльями», «Согретый медленным
течением», «Паромная станция в Кале» или «Shenzou»(китайский
космический корабль) и т.д. Довольно неожиданно в некоторых местах на
«Wireless» Йенссен воздает дань своему увлечению эмбиент-техно. Такие
треки, как «Warmed by the Drift» и «When I Leave» содержат изрядное
количество ритмических мотивов, но они не дают повода говорить о
танцевальной направленности пластинки (невозможно себе представить их
звучащими ни на одном танцполе) и в значительной степени превозмогаются
вводящими в гипнотическое исступление лупами и господствующими
атмосферными текстурами, снискавшими ему звание маэстро «арктического
эмбиента».