Members: Christian Nijs, Frans de Waard, Peter Duimelinks, Roel MeelkopОснована: 1984, Nijmegen, Netherland.
Одна из самых выдающихся групп в области musique concrete/electro-acoustics.
Была создана в 84-м году Frans De Waard и Christian Nijs. Первый этап деятельности
группы был ознаменован участием в огромном количестве кассетных компиляций.
Вообще большинство записей группы выходило и выходит на кассетах. Первая
запись Kapotte Muziek на виниле вышла только в 88-м году, ей стала семидюймовка
"Heathen Muzak", изданная на RRRecords. В конце 87-го года Кристиан Нийс
покинул группу и в течение долгого времени Kapotte Muziek оставалась личным
проектом Франса Де Ваарда при незначительном участии приглашенных музыкантов.
В 88-м году Де Ваард поступил на учебу в университет и музыкальная деятельность
проекта на несколько лет значительно снизилась. В 93-м к группе присоединился
Peter Duimelinks, в 95-м - Roel Meelkop. Оба они входят в концертный состав
Kapotte Muziek, в то время, как всю студийную работу продолжает делать
один Де Ваард. Звуковой основой для создания музыкального материала преимущественно
служат записанные сэмплы в сочетании с аналоговым синтезатором и гитарой.
Так же, начиная с 88-го года, стартовал целый ряд сайд-проектов: Bequeen,
Shifts, Goem, Quest и Captain Black.
Франс де Ваард родился в 1965 году в голландском городке Наймегене.
Его эксперименты со звуком начались в 1980 году, инструментами служили
магнитофон, гитара и всё, что попадалось под руку. Первая запись была
опубликована на кассетном сборнике "Katacombe vol.III", который
выпустил Карстен Родеманн на своём лэйбле Graf Haufen Tapes в Германии,
в 1984 году. Так появился проект Kapotte Muziek, а вскоре и
собственный лэйбл Korm Plastics, оба они существуют до сих пор. Само
название переводится с голландского как "испорченная музыка". Сначала
Франс работал с Кристианом Нийсом, но в 1987 году тот уступил место
Петеру Дуимелинксу, известного по работе в V2-Organisation (крупнейшим
в Голландии независимым издательством, продюсерским центром, галереей и
музыкальным лэйблом, позже оттеснённым на второе место фирмой
Staalplaat).
Рул Меелкоп присоединился к ним значительно позже, в
1996 году. В отличие от группы THU20, которая была большим коллективом
и ориентировалась на композицию в реальном времени, Kapotte Muziek
известна своей концептуальной приверженностью к многократной утилизации
электронного звука (т. н. recycled sound), будь то переливающиеся
пульсации или едва слышные шорохи, прерываемые давящей тишиной. Каждая
запись, оставаясь законченной работой, может одновременно служить
источником для дальнейших преобразований.
Помимо Kapotte Muziek,
Франс много лет играет в дуэте Beequeen с Фриком Кинкеларом, пишет
рецензии для своего сетевого бюллетеня Vital Weekly, а также время от
времени занимается сайд-проектами Freiband, Goem (минимал-техно), Quest
(эмбиент), Shifts (пост-рок), Captain Black (ремиксы) и т.д.
СОЗДАТЕЛЬ ЗВУКОВЫХ
МОНУМЕНТОВ.
Я начал общаться с Франсом
с конца августа 1998 года посредством электронной
почты. Нижеприведенное интервью состоялось где-то
в первых числах сентября. Выражаю благодарность
интервьюируемому, а так же всем, кто помогал мне в
работе над данного материала.
Отец Франса де Ваарда (Frans de Waard) произнес
однажды пророческие слова. Сейчас все объясню. Во
времена юности Франса он стойко переносил все
звуковые эксперименты сына, который производил
их дома с чем угодно и как угодно. Однажды он все-таки
не выдержал и, зайдя в комнату к развлекающемуся
с аппаратурой Франсу, заявил: " Я не знаю, как ты
все это называешь, -- панк, диско, фанк, для меня
все это - defective music." Предоставляю вам самим
выбрать подходящее из всего многообразия
значений английского прилагательного
"defective". Знать вам необходимо лишь то, что
вышеприведенное словосочетание, произнесенное
естественно "по-голландски" (поскольку дело
происходило именно там) , является теперь
названием группы и звучит в оригинале - KAPOTTE MUZIEK. В
заслугу отца Франса де Ваарда можно поставить
рождение имени для одного из авторитетнейших
проектов экспериментальной музыки. Он просто не
знал, что все, чем занимался и занимается вот уже
около 15 лет его сын, давно имеет свое
наименование, т.е. определение стиля данной
музыки - musique concrete. Данный термин определяет всю
ту музыку, которая создается с помощью вещей,
никоим образом с музыкой не связанными. Как
правило, это звуки, записанные из окружающей
среды, преимущественно индустриального
характера - лязг, хруст, свист, шум, скрежет и
прочие, окружающие нас повседневные звуки. В
зависимости от степени брутализации автора
музыки данного направления техногенное, жесткое
звучание может быть расширено и смягчено, и
пораженный слушатель узнает самые неожиданные,
но до боли знакомые голоса воды, воздуха,
опадающих листьев, пишущих машинок, комаров и
практически всего, что может издавать хоть какие-то
звуки. Совершенно справедливым было бы заметить,
что акустическая электроника (electro-acoustic -- второе
название стиля) в рамках данного направления
очень тесно и гармонично соседствует с чисто
электронными звуками и сэмплами, которые не
существуют ни в живой природе, ни даже в
кибернетическом мире высоких технологий. Более
любопытных я отсылаю на страницы одного из
осенних номеров журнала "WIRE", где musique concrete
разобрана "по косточкам". Нет нужды говорить
здесь, что подобная музыка носит чрезвычайно
радикальный характер и без предварительной
подготовки будет воспринята с большим трудом.
Тем не менее стиль постоянно подпитывается
свежими идеями со стороны очень уважаемых и
зрелых групп , среди которых необходимо выделить
:zoviet*france:, ETANT DONNES, BMBcon, ZBIGNIEW KARKOWSKY, TMRX множества
других проектов, реализуемых под
покровительством лейблов Staalplaat и Soleilmoon. Талант
музыканта (особенно такого как Франс де Ваард)
все равно берет свое, и осуществляемые Франсом
проекты давно и заслуженно считаются
основополагающими для жанра, ориентирами для
молодых новаторов, разработчиков этого
уникального по своим возможностям стиля. В
наибольшей степени это относиться к KAPOTTE MUZIEK,
старейшей и авторитетнейшей группе Ваарда. Франс
де Ваард ныне живет в голландском городе
Ниймегене, известном более как постоянное
обиталище THE LEGENDARY PINK DOTS. История KAPOTTE MUZIEK
характеризуется прежде всего несметным
количеством кассетных релизов, изданных как на
собственном лейбле Франса Korm Plastics, так и на уйме
других, малоизвестных европейских независимых
компаниях.
Дискография Франса де Ваарда и всех его
проектов едва умещается в 25-страничном буклете. В
настоящее время КМ выпускает свои альбомы на
лейбле Staalplaat (Голландия), где Франс является
штатным сотрудником, отвечающим за вопросы
рекламы, промоушна, продаж и паблик рилэйшнз. Его
CD-дискография не так обширна, как кассетная.
Совсем недавно вышел новый релиз КМ в серии "Mort
Aux Vaches", записанной на голландской
ретрансляционной организации VPRO и вышедшей на
Staalplaat. Одним из замечательнейших релизов КМ
можно назвать 3-дюймовый мини-CD , вышедший на
Staalplaat в 1995 году. Отличительной особенностью его,
помимо музыки, конечно, является следующее
обстоятельство: если вы поставите этот диск на
проигрыватель, то дисплей неожиданно покажет 99
композиций (впрочем, может быть там и больше, все
зависит от возможностей проигрывателя), и все они
звучат превосходно, без сбоев.
Франс принимает активное участие во многих
совместных проектах, а так же любит
организовывать собственные сайд-дела, наиболее
известными из которых являются BEEQUEEN и QUEST.
Активно набирает темп очень интересный и,
пожалуй, наиболее перспективный проект CAPTAIN BLACK.
Не менее ценны труды Франса, изданные под
собственным именем. На концертах КМ люди тихо
сидят и внимают. Никогда нельзя предсказать, что
ждет слушателя в следующую секунду композиции,
куда забросит вас импровизационная фантазия
участников группы. Франса многие считают отцом
минимализма. Его эксперименты ориентированы на
поглощение лаконичных звуковых образов,
экспрессию одинокого звука, силы затерянной и
извлеченной из глубин подсознания краткой
интонации. При прослушивании компактов КМ не ью
представить на ваш суд звуковую сторону некого
технологического процесса, как это зачастую
случается с другими представителями "конкрита",
BMBcon, например. Это скорее промышленно-бытовая
медитация, рефлексия на рутину и непредсказуемые
всплески нашей жизни. Долгая тишина. Нарастание
напряжения где-то в глубине саунд-пространства.
Призрачно появляющиеся и исчезающие звуки в
конце концов разрешаются скромным безумием
каких-то невообразимых синтезаторных изысков:пару
минут конвульсий:встали, отряхнулись, вытерли
пену со рта и опять в очередь за бетонной
похлебкой. С точки зрения техники и технологии
эта музыка (если, конечно, у вас хватит смелости
назвать Это "Музыкой") представляет собой
набор разнообразных по сложности, происхождению,
насыщенности, громкости и длительности звуков,
чаще всего в западной прессе определяемых как
"environmental sounds". Думаю, что в большинстве
случаев уместно было бы говорить о "минимализме".
Ох, описать это все равно не удастся моему
скромному перу... Моя интерактивная беседа с
Франсом, приуроченная к выходу нового релиза КМ
"The Use Of Recycling", показалась мне довольно
приятной и информативно насыщенной. Приступим.
Как бы вы представили КМ тем, кто
никогда не слышал вашу музыку?
Бесполезно объяснять то, что мы делаем людям
с закрытым сознанием... Раньше я пускался в
длинные и пространные рассуждения
по поводу нашей музыки, соотнося те или иные
приемы с тем, что было уже известно неискушенному
слушателю. Сейчас становиться значительно легче
провести какие-то параллели, поскольку поп-музыка,
особенно процесс ее создания, становится более
радикальной, поэтому проще соотнести какие-то
моменты.
Кто составляет нынешний лайн-ап KAPOTTE
MUZIEK, и насколько остро стоит вопрос о лидерстве в
группе?
В настоящий момент КМ -- это я, выполняющий
всю студийную работу. Во время концертов ко мне
присоединяются Peter Duimelinks (с 1993 года) и Roel Meelkop (с 1995
года). В шутку они называют меня лидером, но на
самом деле это не так. Когда мы играем живой
концерт, каждый из нас имеет равное право "высказать"
все, что пожелает. Мы знакомы уже более 10 лет, и
это было бы просто неестественным, если вдруг кто-то
объявил себя лидером.
Как бы вы охарактеризовали ваших
согрупников? Насколько их отношение к тому, что
вы делаете, соответствует вашему?
Наше сознание абсолютно открыто для любых
проявлений звука, именно звука в чистом виде, и
ничего более. Все остальное не имеет значения.
Каждый относится очень критично к творчеству
товарища, тем не менее уважая его мнение.
Какова краткая история КМ?
КМ образовалась в Ниймегене в 1984 году, тогда
я сотрудничал с парнем по имени Christian Nijs, который
ушел четыре года спустя. Я тем временем
перебрался в Ден Хааг, а Roel и Peter жили в Роттердаме,
но теперь я снова в Ниймегене (с 1998 года). С самого
раннего возраста я пытался делать музыку
самостоятельно. Примерно в 1977 панк-музыка году
явилась для меня чем-то вроде движущего мотива
для более основательных занятий музицированием,
однако очень скоро я понял, что даже
трехаккордовая гитарная песенка требует немалых
усилий при ее разучивании. В 1980 году я услышал
альбом Стива Рейча (Steve Reich) "Drumming" и был
поражен минималистическим, ритмообразующим
подходом этого музыканта. Я разузнал, каким
образом Рейч создает свои произведения и подумал,
что если это так просто, то я смогу делать то же
самое сам. Я начал записывать лупы, используя все,
что попадалось в поле моего зрения. В 1984 лейбл Dutch
Industrial Мusic предложил мне выпустить кассету. Я
пригласил для записи всех, кого знал, и таким
образом КМ появилась на свет. В составе КМ тогда
был я и человек по имени Christian Nijs, покинувший
группу 4 года спустя.
Имеется ли у вас какое-либо
музыкальное образование?
Мой отец хотел, чтобы я занимался на пианино,
и в самом деле, несколько месяцев уроков мне
удалось взять. Но мне не нравилось это занятие, и
даже из моих последующих попыток научиться
играть на гитаре, кроме нойза ничего не вышло. Я
записывал все эти звуки на катушечный магнитофон
и потом прокручивал на замедленной скорости.
Фактически, эти эксперименты были моим
единственным музыкальным образованием.
Какова история вашего прихода на
Staalplaat?
До того, как я начал работать в системе Staalplaat,
у меня был свой собственный лейбл, Korm Plastics, на
котором я выпускал кассеты и винил. В 1992 году я
закончил университет, где изучал историю, и начал
подумывать о том, как превратить Korm Plastics в
настоящий серьезный бизнес. Среди тех людей, к
которым я обращался за помощью, оказался Гирт-Ян (основатель
и глава Staalplaat), который однажды позвонил и
предложил мне работу на своем лейбле. Вот так все
и произошло.
И чем же вы занимаетесь там?
Всем по-немногу. Покупка новой продукции,
продажи, написание статей и ревью, немного
бухучета и главным образом разговоры по телефону
с теми, кто звонит нам в оффис.
Существует ли до сих пор ваш лейбл Korm
Plastics?
Да, существует, как часть Staalplaat. На нем я
издаю преимущественно винил, музыку, которая мне
нравится самому, в основном тех людей, которые
также мне нравятся. Так же выходит журнальная
серия "Korm Plastics Introductionairy Paperback", где я
представляю новых, молодых музыкантов (потому
что более всего я заинтересован в работе с
молодыми и неизвестными талантами).
Где следует искать ваши музыкальные
корни?
Определенно не среди певцов, так как я не
люблю вокальную музыку вообще. В основном
вдохновляющие меня мотивы находятся в начале 80-х.
Такие группы как THROBBING GRISTLE, HAFLER TRIO, ASMUS TIETCHES и
некоторые, определяющие сейчас историю электро-акустической
музыки, такие как PIERRE SCHAEFFER оказали на меня
определенное влияние. JOHN CAGE (сам он, а не его
музыка) повлиял на мое мировоззрение в
наибольшей степени.
Что вы слушаете сейчас? Существует ли
группа, за которой вы следите постоянно?
Мои вкусы широки, и варьируются от гитарного
пост-рока до техно и индастриела. Тем не менее я
могу назвать очень малое количесво музыкантов,
музыку которых я поглощаю полностью или
коллекционирую - ASMUS TIETCHES одно из таких имен.
А каково ваше отношение к современным
формам музыки? Вдохновляет ли она вас на что-нибудь?
Что вы называете "современной музыкой"?
Я люблю techno, но мне не нравится drum & bass,
который представляет из себя не что иное, как digital
jazz rock. Techno музыка может послужить большим
вдохновением для некоторых моих проектов, мне
очень нравятся те минимальные изменения, которым
подвержена данная музыка.
Если бы вам пришлось остаться
навсегда на необитаемом острове, какой бы
единственный компакт-диск вы бы взяли с собой?
Никакого. Я бы наслаждался звуками самого
острова.
Не чувствуете ли вы себя отстраненным от
ваших слушателей, или ваш образ мышления может
быть сходным с теми, кто стоит по другую сторону
сцены? Вы всегда отрицали существование каких-либо
"скрытых посланий" в ваших работах, не
вызывает ли это проблем со связью между вами и
вашими невидимыми слушателями? Чувствуете ли вы
обратную связь в данном случае?
Мне кажется, что у музыканта и у слушателя
образ мышления всегда одинаков (это
действительное, а не желаемое). Люди часто
говорят нам, что они чувствуют, думают о нашей
музыке, делятся впечатлениями. Это здорово,
поскольку всем хотелось бы иметь такого рода
взаимосвязь. Но это не является для нас
непременной необходимостью.
Что для вас популярность? Вы ощущаете
себя популярным?
Хмммм... Я не думаю, что я очень уж популярен,
особенно исходя из количества продаж моих
альбомов. Но очень многие люди знают меня и мою
музыку, многие из них, насколько мне известно,
имеют твердые суждения о моем творчестве. Просто
я делаю очень много музыки. Такое количество
людей говорят подобные вещи: Франс Де Ваард любит
то-то и то-то, а ненавидит то-то и то-то... С другой
стороны не существует какой-либо страны, где я
был бы особенно популярен...
Как происходит
работа над записью вашей музыки? Что вы
используете для этого? Можно ли говорить о какой-то
концептуальности ваших альбомов?
Я работаю на очень простом аналоговом
оборудовании, использую 4-track, 14-track mixing board, 2
различных efx, DAT-machine, гитару и синтезатор Korg. В
некотором роде КМ можно определить как сплошную
концепцию, - в студии я применяю "подержанный"
звуковой материал, на сцене мы извлекаем звуки из
мусора, технологических отбросов и прочего "немузыкального"
сырья. Вместе с Roel Meelkop мы записали 10"-сингл,
музыка которого сделана на основе звучания
битого стекла. Конечно, эту запись можно отнести
к "концептуальной", но с таким же успехом
можно говорить о любой записи КМ.
Как вы относитесь к компьютерам, как
средству создания музыки? Не отрицаете ли вы
вовсе компьютерные технологии, как это делает,
например, MUSLIMGAUZE?
Я не отрицаю никакой техники, потому как не
она в конечном итоге ответственна за качество
самой музыки. Важен результат, а не то как он был
достигнут. Я не использую компьютер у себя в
студии, но иногда я работаю с ним, например, в
нашей совместной работе с Roel Meelkop. Это просто
несколько другое оборудование, не хуже и не лучше
другого. Что мне не нравится, так это когда
человек скупает всевозможные компьютерные
примочки и программы и становится убежденным,
что уже может создавать музыку на их основе.
Результат - это прежде всего работа.
Кто оформляет обложки ваших альбомов
и чем вы руководствуетесь при выборе дизайна?
Считаете ли вы что необходимо создавать обложки
в полном соответствии с внутренним содержанием
музыки?
По-разному. Иногда я поставляю идею для
оформления альбома, иногда лейбл. В основном, я
предпочитаю оставлять альбом без оформления,
просто название группы и все (Francisco Lopez так делает).
Только музыка имеет значение, больше ничего.
Можете ли вы сказать, что у вас есть
визуальный имидж? Если да, то как вы его
определите?
Вовсе нет. Мой имидж - это отсутствие
такового.
Интересует ли вас политика? Повлияла
ли она на ваше творчество когда-нибудь?
В настоящее время я не так сильно
интересуюсь политикой, как раньше. В прежние
времена влияние было несомненным, но с течением
лет я начал понимать, что музыка не может
содержать в себе никакого политического
подтекста. Обложка альбома - да, слова - да, но
музыка сама по себе - никогда.
Что увлекает вас помимо музыки -
литература, кинематограф и т.п.?
Здесь я совершенно неинтересен. Я никогда не
читаю и не хожу в кино. У меня есть единственный
интерес в жизни -- это музыка.
Музыка для меня - единственное чистое искусство,
абсолютная абстракция. Другие виды искусства
наполнены смыслом, значением, метафорами, и я
совершенно этим не интересуюсь.
Назовите, пожалуйста, и
охарактеризуйте, если это возможно, все ваши сайд-проекты.
BEEQUEEN, где я работаю вместе с Freek Kinkelaar. Это
своего рода помесь эмбиента, индастриела и
электро-акустики. SHIFTS, мой соло-проект эмбиентной
гитарной музыки. GOEM, техно-минималиста, совместно
с Peter Duimelinks и Roel Meelkop. QUEST, еще один соло проект
синтезаторной музыки. CAPTAIN BLACK, где я занимаюсь
исключительно ремиксами. Иногда я работаю просто
под своим именем, но в принципе в этом нет особой
необходимости. В настоящее время меня увлекают
SHIFTS и GOEM, в то время как QUEST на время позабыт. И
теперь, поскольку я снова живу в Ниймегене, у меня
появилась возможность уделить внимание BEEQUEEN, так
как Freek тоже живет в этом городе.
Какие совместные проекты стали для
вас наиболее запоминающимися?
Очень многие. Мне очень понравился альбом
совместно с Asmus Tietchens и Achim Wollscheid, сильное
впечатление оставило выступление с :zoviet*france:
несколько месяцев назад. Мне так же доставляет
огромное удовольствие работать вместе с MERZBOW. Но
это только три упоминания из множества других, не
менее интересных.
С кем бы вам хотелось поработать в
будущем?
Да в общем-то ни с кем определенным. Я
подчиняюсь событиям в данном случае.
Каких музыкантов с лейбла Staalplaat вам бы
хотелось порекомендовать нашим читателям?
Среди моих любимых -- Jim O'Rourke, Gregory Whitehead, Henri
Chopin, Illusion Of Safety, Roel Meelkop, Tape-beatles... Каково идеальное
место для вашего концерта? Идеальная публика?
Место не имеет особого значения, но у людей
должна быть возможность сидеть на стульях,
наличие хорошего звукового оборудования так же
необходимо. Аудитория должна внимательно
слушать и не разговаривать.
Каково на сегодняшний день наивысшее
достижение KAPOTTE MUZIEK и Франса де Ваарда как соло-музыканта?
Были ли какие-либо разочарования?
Я очень доволен своими работами с KAPOTTE MUZIEK
'"Verder" и "Add", практически всеми
альбомами SHIFTS и GOEM и последними вещами BEEQUEEN. Я не
думаю, что когда-либо ощущал определенные
разочарования от того, что делаю. Для меня все мои
работы имеют большое значение. Но, к счастью, я
сделал столько много, что не смогу переслушать
все это опять. Критерии моих оценок изменяются с
течением лет.
Что может послужить причиной вашего
отказа от музыки?
Я не знаю. И может быть не хочу знать. Лучшая
группа в мире, по вашему мнению... THE BEATLES, без
сомнения. (!!! -- ред.) Хорошие песни, хорошая работа
в студии, очень творческие люди. Какие планы
впереди? Записать больше музыки, издать больше
музыки. CD-R будет музыкальным медиумом в будущем,
вызовет возврат к изданию музыки небольшими
объемами, таким же средством распространения
музыкальной информации, каким были кассеты,
только с гораздо более высоким качеством.
Можете ли вы сказать, что окончательно
перешли на CD-формат и забыли кассетные альбомы?
КМ до сих пор выпускает кассеты, поскольку
это отличный медиум. Я раздарил огромное
количество кассет, и люди до сих пор покупают их.
Если вы хоть раз задумались, что же такое
музыка, какова ее природа, и где тот предел, за
которым просто хаос и нагромождение звуков,
творчество Франса де Ваарда, возможно, даст
некоторые ответы на эти вопросы, какими бы
неожиданными они не оказались. И еще. Как то в
тени осталась обширная деятельность Франса как
обозревателя новой музыки (соответствующих
направлений и лейблов, конечно). Вместе с
некоторыми сподвижниками, но главным образом
один, он издает компьютерный журнал "Vital",
где еженедельно Франс делится с интерактивными
читателями своими впечатлениями о свежих
экспериментаторских релизах. К сожалению, в
настоящее время это издание существует только в
электронном виде и доступно только для тех, кто
обладает электронной почтой, но на Staalplaat можно
приобрести комплект номеров с 1 по 100 в
напечатанном виде. Журнал состоит исключительно
из ревью и может послужить неплохим
путеводителем в дебрях нынешнего экспериментала
и прочих саб-жанров. Франс много слушает, его
безупречный вкус и описательные способности,
благодаря которым из ревью в самом деле можно
почерпнуть нечто существенное и определеное,
позволяют мне рекомендовать его всем, кто хочет
быть в курсе последних событий в этой неуловимой
сфере. Наконец, не лишены оснований
предположения, исходя из которых Франс
неожиданно для вас, уважаемые начинающие
музыканты, сможет оказаться продюсером,
коллаборатором, наставником молодых и еще кем-то,
кто поможет вам реализовать ваши творческие
начинания (смотри выше вопрос о Korm Plastics).
Дмитрий Колесник (parazyt@usa.net)
Республика Беларусь
специально для Achtung Baby!
ноябрь, 1998
Kapotte Muziek was founded in 1984 by Frans de Waard, then living in Nijmegen, The Netherlands. Soon he was joined by Christian Nijs, who also lived in Nijmegen. They did not actually play together, though: Christian would record all the sounds at home on cassettes and give them to Frans, who would manipulate the material in different ways (pitch-change, loops, etc.). This way of working (using 'second-hand' material and recycling it endlessly) became the core of the activities of Kapotte Muziek.
In 1987 Christian left the project in favour of playing rock-music in a real band. Until 1993 Frans continued the project on his own, inviting as many musicians as he knew to send in material to be recycled. This resulted in collaborations with groups like S.B.O.T.H.I., Merzbow, De Fabriek, Yeast Culture, Odal, Asmus Tietchens and many others. Gradually, the harsh territory of industrial music was left behind and other forms of electro-acoustic music were explored.
Kapotte Muziek still exists as a studio-project of Frans de Waard.
|