Orplid — одна из интереснейших групп немецкой фолк-ориентированной
сцены. После того, как тема возвеличивания Старой Европы, ее легенд и
мифов неоднократно всплывала в творчестве многих мастеров, включая
Death In June, Current 93, Sol Invictus, Blood Axis и проч., очередное
обращение к оной требует серьезной мотивации и подготовки. Приятно
осознавать, что у Orplid и того, и другого — в избытке. Конечно,
неофолк как жанр ищет вдохновения в европейской Традиции, в той
священной субстанции, что питала основание расовой, культурной и
религиозной идентичности нашего континента, и в этом смысле Orplid не
представляют собой нечего исключительного. Исключительным является то
изящество и чисто немецкое ощущение времени и пространства, с которым
они погружают своих слушателей в атмосферу священства. Да — гитарным
переборам у костра, да — национал-романтическому духу и специфическому
символизму, от которого веет самой замшелой реакционностью.
«Эмбиент-индустриальное» веяние, экспериментальные громыхания
дозированы умелой рукой гомеопата (Фолькер Виллхардт), но крайне важны
для создания настроения. Преобладают красивейшие грустные баллады под
акустическую гитару, фортепиано или еле заметное стрекотание
синтезатора, воинственные оркестровые марши («Das alte Jahrtausend»),
притчи («Der Merseburger Rabe»), вариации на темы народных сказаний
(«Der Koenig der Elfen», «Bruder Luzifer»), дохристианских верований
германцев («Balder»), воспевание красот родимого края («Das
Abendland»). Вокальная техника Франка Махау и Уве Нольте может быть
сочтена исключительной — нечасто в наше время услышишь голоса, которые
с таким изощренным коварством бередят душу. «Das Schicksal» («Судьба»)
положена на текст поэта конца 18 — начала 19 века Фридриха Хёльдерлина,
замутненный рассудок которого вследствие тяжелого психического
заболевания — шизофрении, не стал преградой на пути появления из-под
его пера вереницы талантливейших поэм, патриотических од и прекрасных
элегий. Это — не единственный опыт подобного рода у Orplid: на
десятидюймовке «Das Schicksal» была представлена песня «Walhalla» на
слова того же Хёльдерлина. Можно также припомнить, что на втором
альбоме, «Naechtliche Juenger», саксонский дуэт перекладывал на музыку
собственного сочинения произведение своего другого великого
соотечественника — Гете. Еще я заметил, что Orplid увлечены темой
извечного противостояния архангела Михаила с Люцифером. Оттого она
контрапунктом проходит через все их альбомы («Bruder Luzifer»,
«Erzengel Michael»). Величие рухнувшей цивилизации является во всей
своей религиозно-нравственной чистоте и мужественной сдержанности и не
позволяет рассматривать диск иначе как вместилище непреклонного духа
Европы. Словно никогда не было ни джаза, ни блюза, ни рок-н-ролла… Как
будто вовсе не случилось разрушительных событий последних веков мировой
истории, будто ничто не проиграно, и все еще возможно — неизбывный сон…
lastfm.ru
Проект Orplid был создан Уве Нолте и Франком Махау в 1996 году в
саксонском городе Галле под девизом «Сохранение и возрождение немецкой
поэзии». Название группы взято из стихотворения немецкого поэта 19 века
Эдуарда Мёрике „Gesang Weylas", описывающего заморский райский остров,
где царит божественное согласие и правит гармония. В соответствии с
названием, музыканты стремятся предлагать слушателям своего рода
убежище от несовершенств этого мира среди красоты, стихов и музыки. Стилистически
проект является классическим представителем немецкого неофолка, наряду
с такими артистами, как Darkwood, Sonne Hagal и Forseti, он входит в
число классиков жанра. В последнее время Orplid отличает больший,
нежели у соратников, интерес с одной стороны к электронике, а с другой
стороны к неоклассике, однако при полном сохранении правильного
неофолк-вектора. В самом общем смысле концепцию проекта, его
лирики, музыки и изобразительных средств можно охарактеризовать как
„лирическое искусство". Тематика песен охватывает широкий диапазон от
германского язычества и греческой мифологии до христианской символики
раннего средневековья и обожествления природы, присущего эпохе
романтизма. Наряду со стихами, написанными самим Уве Нолте, в
композициях Orplid использовались также произведения таких известных
немецких поэтов, как Фридрих Шиллер, Аннетт фон Дросте-Гюльсхофф, Йозеф
фон Айхендорф, Готтфрид Бенн, Франк Ведекинд и Рольф Шиллинг. Дискография
проекта помимо нескольких миньонов включает пять альбомов: "Orplid”
(1998), "Naechtliche Juenger” (2002), "Sterbender Satyr" (2006),
„Fruehe Werke" (2007) и „Greifenherz" (2008). Все они становились
заметным событием актуальной неофолк-сцены, однако последний – «Сердце
грифона» - превзошел все ожидания и вызвал восторженные отзывы как
критики, так и слушателей, в том числе не относящихся к числу преданных
фанов Orplid. Группа имеет несколько сайд-проектов – Sonnentau,
primus inter pares и Barditus. Последний представляет собой более
жесткую и рок-ориентированную сторону творчества артистов, как бы их
воинственное альтер-эго, что отражает само название проекта. Barditus —
древнегерманское слово, обозначающее боевую песню или клич, по
отголоску которого, вызванному "поднятыми ко рту щитами", гадали об
исходе битвы.
dom.com.ru
|