"Электронная Панорама" - не первая инициатива Иоса
Смолдерса открыть для свободного доступа архивы крупных концернов. В
1960-70-х каждый уважающий себя мейджор рынка электронной продукции
имел на своем борту звукозаписывающий лейбл. Был такой и у немецкого
гранд-концерна Siemens, наименование которого Иос слегка зашифровал,
видимо, опасаясь лишних вопросов дяди Сименса об авторских правах.
Релиз сопровождается лозунгом "Хорошая музыка должна быть свободно
доступна всем!"
Но если принять за эталон хорошей музыки
"Электронную Панораму" (где временами она ОЧЕНЬ хороша!), то продукция
дяди Сименса может показаться какой-то бессмысленной стукотней. Я все
понимаю, ранние электро-акустические пробы были чересчур
концептуальными, но если дело доходит до такого рода аудио-маразма, не
помогают ни громкие имена Джона Кейджа и Йозефа Антона Ридла, ни
заверения в самой что ни на есть экспериментальной природе такого вот
культурного явления.
Правда, было бы непростительной ложью
утверждать, что под крышей сименс-хаус не происходило ничего
интересного. Мне очень понравились спаянные между собой композиции
Фердинанда Кривета и Пауля Пертнера, в которых много разных голосов
одновременно рассказывают по-немецки много разных историй. К такому
приему прибегали все, кому не лень - довольно очевидно, что
многослойная речь всегда будет вызывать чувство несконцентрированности,
недопонимания, дыр в восприятии. И вообще говоря, от таких
произведений, как правило, отдает каким-то нездоровым поэтизмом. Но в
данном случае все сделано очень задорно - пророчащие речи прерываются
бесшабашными девчоночьими визгами, некоторые голоса рассказывают свои
стихи патетично, некоторые - наплевательски. Кстати говоря, композиция
Йозефа Ридла "Leonce und Lena", в которой использован такой же прием,
никакого интереса не вызывает. Даже напротив - убивает наповал своей
гипертрофированной серьезностью.
К релизу прилагается буклет с описанием
опытов, которые Штокгаузен, Кейдж, Ридл и прочие столпы ранней
электроакустики ставили в лаборатории Siemens-Studio. К сожалению, я не
знаю немецкого - вполне возможно, восприятие этой ужасно серьезной
музыки было б другим, если б я хоть немножко понимал, с какой целью ею
занимались.
Sounds
from a forgotten studio. The German international electronica company
had its own studio in the 50s and 60s just like every other decent progressive
company (like Philips, Bell Labs, AT&T, etc). This release presents
a couple of gems that have been recorded before Siemens abandoned the
whole project and had the studio shipped to another location where it
remained forgotten for decades. Only in 1993 it was rediscovered.
I
recently rediscovered this release from a file sharing community. It's
wonderful and therefore I share it with you here. Good music should
be freely available to all!! All files 192 kb/s and higher.