Два изданных к настоящему моменту альбомы
киевлянки Екатерины Заволоки держатся в безупречном кильватере. Каждый
из них развивает интересную, но, как мне кажется, утопичную затею -
соединение электронной и фольклорной музыки. Все прежние попытки
оживить IDM, пририсовать ему человеческую мордашку заканчивались
провалом. Сарафаны и кокошники, ленты и вышитые блузы, равно как и
набедренные повязки и бусы сидели на его электронном тельце
сикось-накось, вызывая улыбки и замечания разной степени колкости. Тем
не менее, тот факт, что "Suspenzia" не удалось выиграть генеральное
сражение, ничуть не снижает ценности этого альбома и всё, что будет
сказано дальше, относится к просто хорошей пластинке.
"Suspenzia" - переиздание дебюта ZAVOLOKA. Прежде чем воплотиться в
компакт-диске, материал альбома прошел испытание на mp3-полигоне
дружественного американского Zeromoon. По всей видимости, частота
скачивания подвигла украинских энтузиастов издать эти композиции на
полноценном носителе. Со своей стороны замечу, что полностью одобряю
эту идею, но 74 минуты звука - это очень много. Прослушать диск с
первого захода мне не удалось. Всё-таки IDM, да ещё в столь радикальной
версии, не назовёшь лёгким слушанием, и на последней трети я то и дело
бросал взгляд на таймер. Проигрывает, особенно в сравнении с "Plavyna",
и фольклорная составляющая. Она подана крупными кусками и была
подвергнута минимальной коррекции, оттого процесс отторжения донорских
сэмплов порой слишком очевиден. Ситуацию спасает обыгрывание нюансов -
послушайте первую пьесу альбома "Edyna".
Безусловные плюсы - это ритмическая организация в структуре каждого
трека, профессиональная звукорежиссура, да нежелание следовать по
проторенным тропинкам. То, что этот IDM произведён после 2000 года,
сказалось на интересе к glitch-методике. Из ровной кладки выпадает лишь
финальный (не считая двух бонусов) трек "Polissia", в котором на смену
изощрённой сложности приходит почти танцевальная резвость. Интересная
работа, достойный дебют, имеющий ценность прежде всего для поклонников
IDM в целом и талантов г-жи Заволоки в частности.
Обложка полностью соответствует содержимому -
невероятная, необъяснимая мешанина из чего-то непонятного, что, тем не
менее, очень приятно наблюдать. Музыка абсолютно непонятна, но ее
приятно слушать. Однако написать, что она приятна, не поворачиваются
пальцы.
Маленькая киевлянка Катерина Заволока
делает невыразимо интересную музыку. Я познакомился с ней в ноябре 2003
на экшене "Ночь украинской экспериментальной музыки" в киевском клубе
"Барвы" (Краски). Публика в клубе представляла собой наполовину
взрослых мужиков и дам, собравшихся послушать музыку, а наполовину -
задвиганных стимуляторами малолеток, пришедших потрясти булками.
Вечерина началась с диджея, который наяривал что-то очень напоминающее
Муслимгоуз: маленькое помещение клуба было переполнено битом, но
танцевать было сложно. Кто-то, правда, умудрялся, через время, впрочем,
зависая посреди зала в немом офигении от того саунд-терроризма, который
поначалу воспринимался танцевальной музыкой. В какой-то момент за
пультом появилась маленькая девушка Катя Заволока, и вечерина потеряла
последние признаки танцевальности...
В одной секунде композиции - все
мыслимые и немыслимые спектры частот, все возможные положения всех
доступных регуляторов. Мягкие и теплые обволакивающие выпуклости, не
успев набрать силы, тут же рушатся, то внезапно выпячиваясь острыми
углами, то растекаясь по ушам холодным и плоским шумом.
Альбом "Суспензия" - это частично та
музыка, которую Катя тогда крутила в Барвах. На самом деле, на сайте
Nexsound доступна только его обрезанная версия, но мне удалось
выпросить у Кати полную, к тому же в CD-исполнении.
Музыка Кати - это толпы всевозможных
звуков, цепляющие друг друга за штаны в попытке выползти наружу.
Обстановка меняется ежесекундно, все расплывается и собирается заново,
начинает заунывно и низко гудеть, чтобы в следующую секунду затрещать
сложным битом, который также быстро перерождается в новый шквал звуков.
Часто эхо случайной ноты оборачивается сотней оттенков, сияет и
переливается, приобретает новые характеристики по мере затухания и
позволяет слушателю еще много чего в себе расслышать, прежде чем
умолкнет. Потому что оно, именно такое, уже больше не повторится. И его
мамаша - случайная нота - тоже.
Конечно, иногда встречаются какие-то
формализованные последовательности, но все равно, совершенно невозможно
представить себе, чем они обернутся и как долго будут продолжаться.
Трек "Nathnennia" - несомненная вершина
альбома, он и расположен как раз в середине. Также крайне интересен
"Riznovid" - сочные взрывы, за каждым из которых тянется шлейф из эха и
шума - каждый раз иной степени плотности и природы возникновения.