Boyd Rice / NON - Terra Incognita: Ambient Works 1975 - Present
07.03.2006, 01:56
CD, Mute, 2004, 51:17
Данная работа выносит на слушательский
суд редко обсуждаемую грань творчества известного провокатора,
культурного террориста и индустриальных дел мастера. Бойд Райс, он же —
NON, оспаривает трон изобретателя нойз-жанра у Лу Рида, чей легендарный
альбом «Metal Machine Music» (1975) был явлен миру практически
одновременно с началом экспериментов с гитарными фидбэками, кассетной
вивисекцией и расчленением виниловых трупов нашего героя. Райс также
вошел в историю как первый исполнитель, посвятивший себя шуму целиком и
без остатка (что принципиально отличает его от того же Лу Рида, эпопея
которого с «Metal Machine Music» не имела никакого продолжения, т.е.
оказалась одноразовой акцией), существенно изменил представления о
музыкальном процессе как таковом и перешел ту грань, за которой его
опыты с зацикленными сэмплами и самодельными инструментами уже
невозможно было отнести лишь к области чистого искусства. Кроме того,
наряду с Throbbing Gristle, Monte Cazzaza, SPK и некоторыми другими
персонажами, он несет ответственность за возникновение и становление
т.н. «индустриальной» субкультуры. Альманах RE/Search в одной из своих
публикаций более двух десятков лет тому назад резюмировал: «Бойд Райс
задавался целью уничтожения всех до единого догматов, принятых в записи
или исполнении музыки». Всегда на острие, только против течения, в
извечном поиске. Популярности, пусть и характерно скандальной, ему
добавила репутация социал-дарвиниста, чуть ли не криптофашиста,
бунтаря, человека, находящегося на короткой ноге с двумя Мэнсонами —
Чарльзом и Мэрилином, а также статус неортодоксального религиозного
деятеля (покойный ныне основатель и глава Церкви Сатаны Антон Ла Вей
собирался было передать ему свой титул по наследству, но Райс «ушел в
отказ»), интеллектуала от оккультизма (комплексу вопросов, связанных с
исследованием мистерии Священного Грааля, он посвятил ряд публикаций
для эзотерического издания «Возмездие Дагоберта», а также книгу «The
Vessel of God»). Как следует из названия обозреваемой компиляции,
акцент в ней сделан на упражнениях Бойда в области
эмбиента/минимализма. Весь материал, собственноручно отобранный
автором, выполнен в более «спокойном» ключе, нежели по привычке
ожидаешь от пионера индастриала, и покрывает период с 1975 г. («Черный
альбом») по настоящее время («Children of the Black Sun», 2002).
Принимая во внимание последнее обстоятельство, коллекция получилась
весьма разнородной. Объединяет же эти треки попытка обращения Бойда к
архаичному началу в слушателе — к самой примордиальной сути человека,
минуя рассудок или иные передаточные механизмы. Звучание таких
композиций, как «Arka» или «A Taste of Blood», прогнозируемо
таинственно и вызывает явные готические ассоциации. Ритуальный характер
«Sunset» неопровержим и выделяет ее на фоне остального материала.
Наложение одного источника звука на другой имеет результатом явление
слуховых галлюцинаций, принимающих форму фантомных мелодий и ритмов
(яркий пример — «Immolation of Man»). Все это — грандиозная музыка без
начала и без конца, что приходит ниоткуда и исчезает в никуда.